Кто должен платить за коммуналку в съёмной квартире
На российском рынке аренды квартир сложились свои традиции и правила распределения обязанностей между собственником и арендатором. Например, жилец должен платить не только за съём, но и за электроэнергию, горячую и холодную воду. А при наличии других договорённостей в этот перечень также может входить плата за газ, отопление и содержание других помещений.
Рассказываем, на ком по закону лежат обязанности по оплате коммунальных услуг в арендуемой квартире и как избежать проблем при появлении долгов по квитанциям.
Фото: ijeab (Freepik)
Кто должен оплачивать коммунальные платежи
Жилищный кодекс РФ говорит следующее: «Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учётом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса».
Если просто, то это можно трактовать так: платить за коммунальные услуги и обслуживание помещения обязан собственник. Это включает в себя и оплату потребляемых услуг, и общедомовые взносы — например, на капитальный ремонт.
Если у помещения несколько собственников, то обязательство по оплате распределяется между ними в соответствии с долей владения.
Когда собственник сдаёт квартиру в аренду, условия проживания он прописывает вместе с жильцом в договоре аренды. В нём же должны содержаться пояснения, кто именно, как и в какие сроки платит за ЖКУ. Стороны сами определяют, как поделить расходы — это разрешает сделать закон о свободе договора.
Какие бывают платежи:
- за коммунальные услуги — плата за электричество, газоснабжение, водоснабжение, центральное отопление;
- за услуги по содержанию дома — плата за уборку общедомовой территории, освещение подъездов, обслуживание лифта и услуги консьержа;
- за использование прочих услуг — телевидение, интернет, подписки на системы «Умного дома».
Чаще всего на жильце лежит оплата тех услуг, которыми он сам пользуется постоянно — например, когда готовит пищу, принимает ванну или смотрит телевизор, а на владельце — счета за техобслуживание, взносы на капремонт и прочее.
Фото: freepik
Главное — что указано в договоре
Как именно будет происходить оплата ЖКУ в конкретном случае — будут ли включены коммунальные услуги в сумму аренды или квартиросъёмщик начнёт платить за коммуналку отдельно — нужно решить заранее. Определиться с этими нюансами лучше до подписания договора аренды, чтобы исключить спорные ситуации.
По данным наших аналитиков, в 90% случаев пользователи Яндекс Аренды распределяют платежи между собой. Собственник до заселения арендатора настраивает в своём личном кабинете, за какие услуги он хочет получать оплату от жильца.
В договоре обязательно должно быть указано, кому именно жилец оплачивает услуги — собственнику или напрямую управляющей компании. Также необходимо прописать, что владелец квартиры ответственен за оплату всех остальных услуг, если стороны об этом договорились.
Обязательно нужно указать ответственность жильца и собственника за несвоевременную оплату услуг. Например, если жилец по условиям договора не оплатил электричество, и поэтому в квартире его отключили, то он не имеет права расторгнуть договор в связи с некачественно оказываемыми ему услугами. При этом он будет обязан оплатить задолженность для восстановления электроснабжения.
А если отопление оплачивает собственник, но в результате задолженности батареи в квартире отключают — это вина владельца жилья, и именно он должен понести за это ответственность. Например, выплатить нанимателю неустойку.
Если арендатор не оплачивает коммуналку, владелец квартиры имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке и досрочно. Для этого ему нужно написать претензию на имя жильца и направить её заказным письмом по адресу проживания или регистрации. Если ответ на неё в указанные в тексте сроки (обычно — 30 дней) не придёт, можно обратиться в районный суд для решения вопроса.
В любом случае разбираться с управляющей компанией или поставщиками коммунальных услуг собственнику придётся самому. Ведь договор на поставку услуг заключён на его имя, а закон гласит, что ответственность лежит на собственнике.
Напрямую УК не будет общаться с арендатором. Собственнику придётся самостоятельно взыскивать с нанимателя долги, но уже в порядке, который прописан в договоре аренды.
Как всё происходит в Яндекс Аренде
Яндекс Аренда упрощает процесс сдачи квартиры для собственника и жильцов. Мы всегда утверждаем перечень коммунальных услуг и порядок их оплаты заранее, до подписания договора аренды, чтобы всем сторонам были понятны «правила игры».
При сдаче жилья арендодатель указывает показания счётчиков на момент передачи квартиры жильцам. А дальше арендатору нужно раз в месяц отправлять новые данные, чтобы собственник мог выставить счёт за коммунальные услуги.
В приложении Яндекс Аренды стороны экономят время и освобождают себя от лишней суеты: жилец онлайн вносит показания счётчиков за воду и свет, а собственнику остаётся только указать нужную сумму к оплате. Забирать квитанции и составлять расписки за получение денег за коммунальные услуги не придётся.
Жильцу приходит уведомление в приложении, что пора передать показания — он прикрепляет фото счётчиков и вводит данные за месяц
По правилам сервиса, арендатор должен оплачивать коммуналку по квитанциям в течение 10 суток с момента их получения. Если жилец не предоставляет собственнику показания счётчиков вовремя, владелец может выставить счёт за коммунальные услуги по среднемесячному расходу. Все необходимые уведомления будут приходить квартирантам в приложении, а собственник увидит онлайн, оплачена ли аренда и ЖКУ. Деньги он сможет выводить на привязанную карту.
Чем поможет финансовая защита Яндекс Аренды
Встречаются ситуации, когда жильцы съезжают со съёмной квартиры, не заплатив за коммунальные услуги. В таких случаях собственник вынужден самостоятельно гасить задолженность, а ещё — терять деньги из-за вынужденного простоя. Этого не произойдёт, если воспользоваться Финзащитой от Яндекс Аренды. Опция действует на протяжении всего срока, на который заключён договор.
Сервис финансовой защиты компенсирует собственнику расходы, если жильцы задержат платёж, досрочно съедут с квартиры или не оплатят ЖКУ по счётчикам. Яндекс Аренда компенсирует до 15 дней простоя и полный месяц неуплаты за коммунальные услуги, если арендаторы не рассчитались по долгам при съезде. Чтобы получить выплату, арендодателю нужно предоставить квитанции за этот период.
Финансовая защита предоставляется собственникам бесплатно. Чтобы решить возникшие проблемы с оплатой коммуналки при досрочном расторжении договора аренды, достаточно написать менеджеру в чат сервиса и загрузить фото квитанций.
Коротко о главном
При сдаче квартиры в аренду собственник и жильцы решают, кто и как именно будет оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Эти условия они должны указать в договоре аренды. Чаще всего коммунальные платежи по счётчикам оплачивают квартиранты, а арендодатель берёт на себя все остальные расходы, например, взносы на капитальный ремонт. Иногда в стоимость аренды жилья владельцы включают фиксированную сумму за коммуналку.
Сервис Яндекс Аренда упрощает бытовые формальности в процессе сдачи жилья. Мы предлагаем собственникам и арендаторам заранее договариваться о порядке оплаты коммунальных услуг, а потом просто обмениваться показаниями и выставлять счета через личный кабинет. Благодаря сервису финансовой защиты владельцы жилья могут не бояться, что квартира будет простаивать и образуется задолженность за коммуналку. Ведь если жильцы внезапно съедут, мы сразу начнём поиск новых, оплатим коммунальные счета за месяц и компенсируем до 15 дней простоя.